Развитие общественных пространств
Развитие общественных пространств – один из главных московских проектов последних лет: пешеходные зоны, обновления парков, обустройство рекреационных территорий. Общественные пространства аккумулируют социальный капитал и развивают неформальные связи, а рост социального капитала, в свою очередь, положительно влияет на вовлечение людей в жизнь города.
Несмотря на то, что основные направления развития общественных пространств, которое активно сейчас реализуется в столице, были переняты у зарубежных городов, последовательность событий, которые к ним привели, очевидно разная. По мнению Елены Черновой, руководителя лаборатории социологии градостроительтва ОАО “РосНИПИУУрбанистики”, на Западе общественные пространства появились в результате развития городского сообщества как субъекта принятия решений в отличие от России, где общественные пространства выступают инструментом формирования сообщества и проектирования качества городской среды.
Прежде чем проектировать такой элемент европейской формы города, как общественные пространства, нужно проектировать процесс, альтернативный процессу пролетаризации — превращения людей в ответственных собственников. Практика показала, что даже формальное превращение людей в собственников недвижимости не формирует горожан, которые готовы взять ответственность за свою собственность.
Социологи, антропологи, культурологи, как представители гуманитарной науки, не подходят для задач проектирования. Они исследуют то, что уже есть в некотором стабильном состоянии. Даже если они исследуют процессы — это уже существующие процессы. Проектирование — это работа с тем, чего ещё не существует. Проектирование — это совершенно отличный от науки вид деятельности. Задачи социального проектирования и социальной инженерии предъявляют особые требования к квалификации гуманитариев. Эти квалификации должны создаваться и передаваться в рамках образовательных программ по урбанистике, которые будут готовить урбанистов для работы с российскими ситуациями. Этих квалификаций ещё нет, их нужно проектировать. Сегодня же российское образование в области урбанистики, на мой взгляд, сделало ошибочную ставку на перенос европейских урбанистических квалификаций и образовательных программ. И, на мой взгляд, российское образование в сфере урбанистики сегодня также существует в режиме имитации.